ГАЗ-М-1 («Эмка») — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 и с 1945 по 1948 годы (с модернизацией). В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, сыграл немалую роль в военные годы, так как являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко.
Автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 году. Главным новшеством автомобиля стал
цельнометаллический кузов (но изначально с дерматиновой верхней частью
крыши), созданный в кооперации с компанией Ford в рамках десятилетнего
договора о техническом сотрудничестве.
Буква «М» в индексе модели возникла от того, что завод стал носить имя тогдашнего главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова, а «1» — порядковый номер модели. Буква «М» оставалась в обозначениях продукции завода вплоть до шестидесятых годов (Молотов был исключён из Партии в 1962 и отправлен на пенсию в 1963).
В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации
автомобиль фактически был в значительной степени спроектирован
советскими специалистами заново. От прототипа ГАЗ-М-1 отличали многие детали: более мощная рама
(фактически заново спроектированная ввиду радикального изменения
подвесок); подвеска на четырёх продольных рессорах вместо двух
поперечных — соответственно, полностью переработанная относительно
«Форда»; шины низкого давления; штампованные колесные диски вместо
спицованных. Автомобиль получил модернизированный мощный 50-сильный мотор ГАЗ-М с
намного более совершенной относительно предыдущей модели конструкцией,
более долговечный. Мощностью его была поднята до 50 л.с. против 40 л.с. у
ГАЗ-А (Ford A) за счёт повышения степени сжатия до 4,6:1 и других мер. Развивал максимальную скорость 105 км/ч. Расход топлива составлял 14,5 литров на 100 км.
В целом, автомобиль получился существенно осовремененным по сравнению не только с предыдущей моделью, но и со своим прототипом, а по отдельным позициям превосходил и более позднюю продукцию «Форда» (скажем, примитивная передняя подвеска на поперечной рессоре на легковые «Форды» ставилась до 1948 года включительно).
Основная масса автомобилей была окрашена в чёрный цвет с узкой
красной полосой вдоль борта — именно так окрашен, например, экземпляр,
хранящийся в заводском музее ГАЗ. Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие
сорта дерева (окраской по металлу — очень популярный в те годы тип
отделки), сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного
сукна (типа шинельного).