Волга ГАЗ-21 — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.
За этот период автомобиль многократно модернизировался, в том числе менялись и элементы внешнего оформления. Модификации делятся на три основных модельных ряда. В просторечии: "со звездой", "акулья пасть" и "китовый ус". Автомобили выпуска с 1956 по ноябрь1958 получили впоследствии название «первая серия» (также, «первый выпуск», «со звездой»).
Автомобили выпуска конца 1958 — самого начала 1959 года принято называть «переходными», а выпуск 1959—1962 годов — «второй серией» (так называемая «акулья пасть», с 16 прорезями решётки радиатора).
К 1962
модельному году машина была снова модернизирована, на этот раз более
радикально. Модернизированные модели получили общее условное название
«третья серия» (в простонародии «китовый ус»). Количественно они наиболее распространены.
На самом деле завод четыре раза изменял индекс базовой модели. Причем при начале производства новой модификации каждый раз выпускалось значительное количество так называемых "переходных" моделей. Например: в конце 1958-го выпускались "Волги" с индексом 21В, но с новым передним бампером, решеткой радиатора с вертикальными отверстиями и т.п.
С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами ГАЗ-М-21 под девизами «Звезда» (дизайнер — Джон Вильямс) и «Волга» (дизайнер — Лев Еремеев).
В 1953 году были готовы макеты обеих машин. Более перспективным, вероятно, был проект Вильямса — футуристичный фастбэк с панорамными стёклами и двумя большими плавниками на корме; однако, «Волга» Еремеева была ближе к производственным реалиям и выглядела более традиционно, так что, в конечном итоге, работа была продолжена именно над ней.
Изображение гипсовых макетов обоих автомобилей
С 1953 года ведущим конструктором по машине был назначен А. Невзоров, а главным конструктором завода на протяжении большей части проектирования автомобиля был Н. И. Борисов.
Габаритные размеры "Волги" лежали в пределах 4816 * 1800 * 1610мм (длинна, ширина, высота), колёсная база 2700 мм, масса 1450 кг. Максимально развиваемая автомобилем скорость 130 км\ч.
Требования к автомобилю с самого начала были весьма специфичными ввиду объективного учёта условий производства и эксплуатации автотранспорта в СССР. «Волга» должна была быть современным, динамичным автомобилем, способным развивать высокие для тех времён скорости на шоссейных дорогах с «усовершенствованным» покрытием при достаточно высокой экономичности, и при этом — успешно справляться с отнюдь не бывшими в те годы редкостью участками тяжёлого бездорожья, быть конструктивно простой и не требовать особенно высокой квалификации обслуживающего персонала. Разумеется, это не могло не привести к определённым компромиссам в конструкции. В результате «Волга» сочетала передовые технические решения вроде цельноалюминиевого двигателя с мокрыми гильзами и автоматической коробки передач с откровенно консервативными, если не сказать архаичными, как шкворневая передняя подвеска или рычажные амортизаторы.
Первые прототипы были готовы в 1954 году В качестве основных отличительных особенностей относительно предыдущей модели — «Победы», изначально заложенных в проект «Волги», можно отметить: несущий трёхобъёмный кузов «седан» увеличенных габаритов с более просторным и комфортабельным салоном; панорамические цельные лобовое и заднее стёкла; цельноалюминиевый четырёхцилиндровый верхнеклапанный двигатель значительно (почти в полтора раза) увеличенной в сравнении с «Победой» мощности; автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач; гидропривод сцепления на варианте с механической коробкой передач; трёхопорный карданный вал; гипоидный задний мост с полуразгруженными полуосями; централизованную смазку узлов шасси; раздельные тормозные цилиндры передних тормозных механизмов; трансмиссионный стояночный тормоз вместо действующего на тормозные механизмы задних колёс.
В мае 1957 года на "Волгу" начали устанавливать новый верхнеклапанный двигатель, созданный специально для нее. Одновременно начали установку задних мостов с гипоидной главной передачей. С введением этих новшеств завод изменил индекс базовой модификации на М-21В. Такси получили индекс М-21А.
С началом 1959 года автомобиль претерпел значительные внешние изменения. Была установлена новая облицовка радиатора с 16-ю вертикальными отверстиями, передний бампер и подфарники. На автомобили устанавливали панель приборов новой формы (динамик приемника выведен вперед) и радиоприемник уменьшенных габаритов. На задних крыльях установили резиновые фартуки – брызговики. На спинке переднего сиденья разместили мягкие поручни и пепельницу для задних пассажиров, а в задние фонари ввели светоотражающий элемент – катафот. Появился омыватель ветрового стекла, позже модернизированный.
Волга в милицейском мундире
Кроме внешних изменений на заводе применили грунтовку кузова методом
погружения, что значительно повысило антикоррозийную стойкость машины.
В 1960 году изменили полярность бортовой сети автомобиля: на кузов
подается "минус" (вместо "плюса" на первых моделях). Начали установку
телескопических амортизаторов вместо рычажных и фильтра тонкой очистки
топлива. Устранили централизованную систему смазки шасси. На часть
автомобилей вместо фильтров грубой и тонкой очистки стали устанавливать
центробежный масляный фильтр. Впрочем, ввиду его ненадежности, вскоре
вернулись к первоначальной схеме очистки масла.
В 1961 году на заводе стали устанавливать обшивку крыши с безгвоздевым
креплением. Модернизировали переднее сиденье (со спинки убраны
раскладные ножки). При сборке кузовов начали применять
цельноштампованные боковины. С их введением появилась возможность
регулировки положения дверей в проемах.
В 1962 году проведено последнее внешнее обновление "Волги". Автомобили "третьей серии" отличались облицовкой радиатора с 36 узкими прорезями, бамперами, нижними декоративными накладками, заводским знаком, подфарниками, задними фонарями и фонарем освещения номерного знака. С капота убран "накапотный" орнамент – "олень" или "капля". В салоне применены новые обивочные материалы. Вместе с установкой новых бамперов спереди появились буксировочные крюки. Серьезной модернизации был подвергнут двигатель – его мощность выросла до 75 л.с. Усовершенствована передняя подвеска.
Базовая модификация получила индекс М-21Л. Также производились: М-21У с
улучшенной отделкой; М-21Т – для такси (с 1963 года на нее устанавливают
раздельные передние сиденья); экспортная модификация - М-21М. Последняя
отличалась от базовой установленными хромированными окантовками
лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и
задних крыльев и стилизованными надписями "Волга" на передних крыльях.
На экспортные машины также устанавливались форсированные до 80-ти или
85-ти л.с. двигатели.
Был начат выпуск модификации для экспорта в страны с левосторонним
движением. Модель получила индекс М-21П. Отличия ее от 21М состояли в
правом расположении органов управления.
Одновременно с началом выпуска "третьей серии" начато серийное
производство легкового автомобиля на базе М-21 с кузовом типа
"универсал". Базовая модель получила индекс М-22. Модификация
"универсала" для экспорта имела индекс М-22М и отличалась от базовой
набором декоративных хромированных элементов аналогично модели М-21М.
Также на нее возможна была установка двигателей мощность 80 или 85 л.с.
Производилась модификация 22-й для использования в качестве санитарной машины – М-22Б. Салон разделили перегородкой на водительский и санитарный отсеки. В последнем устанавливались носилки, и располагалось два сидячих места. В водительском отсеке устанавливались раздельные сиденья; приемником модель не комплектовалась. Санитарная модификация, предназначенная для экспорта, получила обозначение М-22БМ.
В ходе разработки достаточно широко использовался опыт зарубежных производителей, для изучения которого по традиции тех лет были привлечены натурные экземпляры современных иностранных автомобилей, таких, как два Ford Mainline 1954 модельного года (США) — с шести- и восьмицилиндровым двигателями, Chevrolet 210 1953 модельного года , Plymouth Savoy очевидно 1953 года , Kaiser Henry J 1952 года (США), Standard Vanguard 1952 года выпуска (Великобритания) и Opel Kapitän (ФРГ)]. Первые два были закуплены для изучения автоматических трансмиссий, как представители во многом популярных школ их конструирования. Впоследствии, эти автомобили использовались и для сравнительных испытаний вместе с ходовыми образцами ГАЗ-М-21.
1954 Ford Mainline 1953 Chevrolet 210 DeLuxe 1954 Plymouth Savoy
1952 Kaiser Henry J 1951 Opel Kapitan Standard Vanguard Phase I
С точки зрения мирового автомобилестроения тех лет, внешность автомобиля была сравнительно сдержанной и практически не содержала каких-либо особо выделявшихся на общем фоне тогдашнего стиля элементов — достаточно сравнить её с появившимися примерно в то же время иностранными аналогами, изображения которых приведены в ряду слева.
Но по советским меркам «Волга» на момент начала своего производства благодаря характеру выбранных поверхностей, линий и декоративных элементов смотрелась весьма свежо, смело и необычно.
В целом, по своему уровню дизайн прототипов М-21 превосходил значительную часть серийных иностранных моделей 1953-54 модельных годов, то есть, периода её разработки. Однако к моменту начала серийного производства (1956-57 годы) по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. (см. ниже)Ford 1955-56 Renault Frégate 1951—1960 Ford Zephyr / Zodiac Mk. II
Humber Hawk 1957—1967 Mercedes-Benz W120 Opel Kapitän P1
Simca Vedette 1954—1961 Standard Vanguard Phase III 1955 Chevrolet
Технически, машина представляла собой удачный с точки зрения условий эксплуатации в СССР компромисс между американской и европейской школами конструирования легковых автомобилей.
В ней соседствовали как типичные для американских автомобилей решения, такие как мягкая, ориентированная на комфорт подвеска или просторный шестиместный салон, так и типично-европейские — несущий кузов без полноценной отдельной рамы и сравнительно экономичный силовой агрегат, рядный четырёхцилиндровый, с относительно небольшими рабочим объёмом и мощностью.
По размеру «Волга» находилась примерно посередине между большими европейскими автомобилями и американскими лёгкого класса.
По массе, однако, автомобиль был ближе к американским образцам — сказывались общее конструктивное усиление, а значит — переутяжеление, силовой структуры кузова и ходовой части для обеспечения живучести и долговечности автомобиля в плохих дорожных условиях, а также более низкая культура массового производства в СССР.
Вообще, кузов «Волги» для своего времени имел весьма высокую жёсткость —
выше, чем у большинства зарубежных образцов, особенно имевших
облегчённую конструкцию и уменьшенную толщину стального листа
американских, и выше, чем у предыдущей модели ГАЗ — «Победы». Обратной
стороной этого, как уже было показано выше, была завышенная масса
автомобиля. По сравнению с предыдущими отечественными моделями, «Волга» показала
себя динамичным, скоростным автомобилем с высокой комфортабельностью.
Машина была экономичнее своей предшественницы — «Победы», при этом по
динамике превосходя «ЗиМ» более высокого класса. По таким показателям,
как долговечность и проходимость, «Волга» оставила далеко позади и
иностранные аналоги, мало приспособленные к отечественным дорожным
условиям. Отдельно следует сказать о "аппетите" этой машины. На самом деле, расход топлива ГАЗ-21 не является чрезмерным для
автомобиля данного класса и года разработки. Предположительно, миф
возник при сравнении с более современными малолитражными автомобилями (в
частности, популярными в СССР и СНГ «Жигулями»), использующими
высокооктановое топливо АИ-92 или АИ-95 и ДВС с более высокой степенью
сжатия. Средний эксплуатационный расход М-21 в базовой комплектации при
полной исправности и относительно спокойной манере езды составляет
примерно 13,5 л/100 км, в том числе 11-12 на трассе и 14-17 в городском
цикле при использовании топлива марки А-76 и шин штатной размерности
(внешним диаметром ок. 71 см). Расход топлива может повыситься при агрессивном стиле езды,
неисправностях систем питания, зажигания, охлаждения, ходовой части, при
изношенном двигателе со сниженной компрессией, утечках топлива,
чрезмерно коротких поездках и т.д...
Всего было выпущено более 600 000 автомобилей (включая первую серию - около 30 000, вторую серию - около 140 000, и третью серию - около 470 000 штук). «Волга» ГАЗ-21 (М-21) была довольно широко представлена на внешнем рынке, в том числе, — за пределами социалистического лагеря. Сеть дилеров ГАЗа охватывала такие страны как Бельгия, Финляндия, Австрия, Голландия, Норвегия, Швеция, Индонезия, Греция, Кипр, Англия, страны Ближнего Востока. Также «Волги» широко использовались в самых различных учреждениях. Большая часть выпуска попадала в такси и другие государственные организации. В СССР личные автомобили составляли в целом лишь небольшую часть от всего парка этой модели.
В настоящее время ГАЗ-21 является наиболее распространённой моделью
своих годов выпуска на территории России, несмотря на то, что в своё
время эта модель была выпущена относительно малой серией (чуть менее 640
тысяч экземпляров всех модификаций). Вот уже более пятидесяти лет ГАЗ-М21 "Волга" остается эталоном
элегантности, стиля и технического совершенства, настоящим символом
своей эпохи и предметом восхищения нескольких поколений.
Настоящая машина времени, "автомобиль мечты" - с момента выхода с
конвейера в 1956 году и по сегодняшний день. Таковым он, несомненно,
останется и в будущем.
Так же можете посетить фотогалерею ГАЗ-21